Семья чемпионов: Мама троих воспитанников Центра настольного тенниса рассказала о буднях юных спортсменов
Дания Хусаинова – мама 5 детей. Из них трое: Роман, Руслан и Дарья – занимаются в Центре настольного тенниса России в Оренбурге.
– Дания, как вы справляетесь вообще? Одно дело – многодетность. Другое – постоянно возить на тренировки… Вы, наверное, только детьми занимаетесь?
– Что вы, у меня полноценная работа. И, конечно, приходится постоянно что-то придумывать, отпрашиваться, выходить из положения – хорошо, что график позволяет. Но я в таком режиме уже много лет. Привыкла. Я за рулем, так что развозки – всегда мой вопрос в семье. Теперь стало проще, когда мы жить поближе к центру перебрались. Нашему старшему уже 26. Второй сын учится в 11-м, помогает младшим с уроками… Но иногда спросонья я, конечно, могу спохватиться: кто у меня где из детей – в каких городах, на каких соревнованиях?
– Никогда не было сожалений, что решились развивать детей в спортивной сфере?
– Никогда! Спорт необходим – это мое убеждение. Дети стали подтянутыми, очень собранными. И, как ни странно, даже добрее. Хотя спорт предусматривает некоторую жесткость. Но мои не хотят никого обижать. Жалеют противника, иногда даже поддаются. Особенно Руслан – если при нем слезу пускают… А вот Роман пожестче. У него уже есть опыт больших игр, опыт побед. Неоднократный призер многих всероссийских турниров. Он и старшего может обыграть.
– Вы их видите профессионалами в перспективе?
– Оба сына мечтают ими стать. Мы с мужем подбадриваем, укрепляем их в этом желании. Кубки у нас дома на почетном месте. Медали и грамоты трепетно собираем. С соревнований встречаем тортом – для нас это всегда праздник. Искренне гордимся. И относимся с большим вниманием к их занятиям – это очень важно.
– Как вы решили отдать их именно в настольный теннис?
– Началось все с садика. Наш первый тренер Светлана Павловна Ширяева пришла посмотреть детей. Попросила их мячик носить, подбрасывать-ловить. Сыновья попали в отбор. Она потом говорила, что я молодец – не сдаюсь, таскаю их на все тренировки. Одного приходилось возить днем, другой занимался вечером. Потом графики синхронизировались у них, мне стало попроще. Как они гордились в садике, что их возят на тренировки… Это их в собственных глазах возвышало, они старались с утроенной силой. Вообще в Центре тренеры замечательные. Я без опасения с ними отправляла детей на соревнования, сама ни разу не ездила. Люди очень надежные. Младшему тогда 5 лет всего было.
– Спорт и учеба часто несовместимы. Какие у вас приоритеты?
– Мы пока не готовы от чего-то отказываться. Да, нагружены они по полной программе – как раз, чтобы сил и времени не хватало шкодить. А в плане учебы стараемся добирать упущенное – занимаемся дополнительно во время каникул, например.
– У вас с мужем, наверное, у самих в прошлом активный спорт?
– Только как у любителей. Хотя в прошлом году я сдала норматив ГТО, 8 ступень. Мне свидетельство и значок вручали в областной администрации даже.
– Пятеро детей – это много, как по-вашему?
– Мы всегда хотели большую семью. У наших с мужем бабушек по 5 и 9 детей. В окружении у родных по 3-4 ребенка. Так что… нормально. Настоящая семья.
Комментарий: Анна Соколова, дипломированный педагог-психолог
Хорошо, если спорт появляется в жизни ребенка волею судьбы – как в данном случае. Но зачастую родители видят в детях свое продолжение и шанс на реализацию несбывшейся мечты. Не получилось у родителя – придется детям постараться. И в этой модели целью становится не развитие каких-то талантов и качеств у детей, а удовлетворение амбиций родителей. Ребенку гарантированно придется несладко: оправдывать надежды, нести ответственность… Если что-то не получится, останутся проблемы и страхи. Повторюсь: в данном случае видно, что мама не перекладывает свои мечты, а прислушивается к детям, помогает и поощряет.
До определенного момента ребенок не понимает, где он, зачем все это и что вообще будет происходить. Основная и главная деятельность ребенка – это игра. Дети как бы начинают «играть в спорт». Хорошо, если ребенку интересно и с тренером у него отличные взаимоотношения. Очень важную роль играет тренер. При этом командные отношения должны сложиться не только у ребенка с тренером, но и у тренера с родителями. И хорошо, если, как в данном случае, родители доверяют тренерам настолько, чтобы спокойно отпускать малышей на соревнования в другие города. Также важно помнить: если есть какой-то дискомфорт – лучше сменить тренера, не тратить время. Ведь ответственность, за то, что происходит на тренировке, все равно несёт родитель. Очень важно, чтобы родители были вовлечены в процесс тренировок, но не вмешивались и не замещали тренера, чтобы в глазах детей он оставался авторитетом.
Бывает, что всех детей в одной семье отдают в один вид спорта, не заботясь о том, подходит ли он всем без исключения. Чем меньше ребенок, тем сильнее у него развит подражательный инстинкт. Дети всему учатся именно с подражания: сидеть, говорить, ходить и т.д. Возможно, он просто хочет быть похожим на старшего брата или сестру, чтобы его также хвалили, делали подарки, сильнее любили. Здесь родителям необходимо задуматься и отделить подражание от действительных потребностей ребенка.