Смертельные лекарства: рынок наполнили фальсификаты
Дорогостоящие онкопрепараты в России лидируют среди фальсифицированных лекарств. Препараты переупаковывают, пускают во вторичную продажу и даже изготовляют в кустарных условиях. Криминальные схемы типичны для всей страны, и решение проблемы надо искать на уровне федерального законодательства, считают эксперты.
Проблема незаконного оборота контрафактных противоопухолевых лекарств обсуждалась на Круглом столе, прошедшем на площадке ОНФ. Своим опытом борьбы с «серым» рынком лекарств поделились представители Свердловской области. Как рассказал начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области Андрей Курьяков, дорогостоящие лекарства с истекающим сроком годности списывались из медучреждений и по цепочке сделок попадали в компанию, которая, изменив даты производства препаратов, продавала их по заниженной в два раза цене в различные клиники, пишет «Медпортал».
При этом условия хранения лекарств зачастую не соблюдались. Кроме того, оборот таких лекарств приносит убытки государству, поскольку медучреждение вынуждено закупать лекарства повторно, отметил главный врач Свердловского областного онкологического диспансера Владимир Елишев. Чтобы пресечь поток фальсификата, в области разработали целую программу. В том числе изменили правовые акты, регулирующие сферу закупок. От поставщиков стали требовать предоставление информации о лекарствах (серия и номер упаковок, данные человека, который поставит этот препарат в медучреждение, и др.), гарантии производителя.
Фальсифицированные онкопрепараты попадают в поле зрения специалистов Росздравнадзора с пугающей регулярностью. Так, полгода назад был привлечен к уголовной ответственности предприниматель, поставлявший фальсифицированный «Герцептин» в Белгородский областной онкодиспансер. Подлинность 37 упаковок препарата, поставленных в учреждение по госконтракту, вызвали сомнение у специалистов территориального управления Росздравнадзора, пришедших в онкодиспансер в ходе плановой проверки.
Подозрения подтвердила экспертиза качества лекарства, проведенная в сертифицированной лаборатории Росздравнадзора – мошенники самостоятельно перефасовывали имеющийся у них оригинальный препарат в поддельные вторичные упаковки, на которых указывали ложные сведения о его изготовлении. В Росздравнадзоре уточнили, что речь идет «о вторичном сбросе лекарства на рынок». Такое возможно, если в госучреждениях списывают препараты на пациентов, которые их на самом деле не получают. Затем лекарства продают перекупщикам.
Участники совещания отметили типичность криминальной схемы и предложили распространить свердловскую практику предотвращения фальсификата на всю страну. А также – наделить Росздравнадзор правом на приостановление действия лицензии на оборот медикаментов и правом на отказ в выдаче лицензий компаниям, руководители которых ранее участвовали в обороте контрафактных лекарств. По мнению экспертов, также нужно предусмотреть условие о гарантии производителя в типовом контракте, утверждаемом ведомственным нормативно-правовым актом.
Гендиректор Национального медицинского исследовательского центра радиологии, президент общества онкологов России Андрей Каприн обратил внимание на отсутствие в России отлаженной контрольно-информационной системы. «Очень важно отслеживать весь путь медикаментов – от пересечения границы до поступления в клиники. Кроме того, необходимы субсидии для покупки специальной аппаратуры, с помощью которой главные врачи онкодиспансеров смогут на месте выборочно проверять качество препарата», — считает Каприн.