Крути педали. В Оренбургской области набирает популярность велодвижение
В России разработан проект, позволяющий сократить количество автомобильных поездок на расстояние до 15 километров.
Кто-то считает, что велосипед – это несерьёзно, это потеха для детей или способ, средство передвижения для тех, кто не может позволить себе машину. А в европейских странах на велосипедах не стесняются ездить мэр Лондона, премьер-министр Голландии, королевская семья Дании, парламентарии и многие другие высокопоставленные лица.
Там давно поняли, что это здоровый, экологический, рациональный и удобный вид транспорта. Вот и в России Минтранс решил перенять этот опыт и внедрять его в нашу жизнь.
На шаг впереди
Клавдию Красикову, 86-летнюю жительницу Илека Оренбургской области, земляки знают не только как труженицу тыла и бывшего завуча школы, но и как большую любительницу круглогодичной велосипедной езды. Когда колёса начинают застревать в снегу или грязи, Клавдия Емельяновна несёт своё транспортное средство на себе. Не отстаёт от неё и ещё один известный в селе пожилой велосипедист – участник Великой Отечественной войны Фёдор Крейдин.
– У нас в райцентре исторически так сложилось, что жители передвигаются на велосипедах, – рассказывает Ольга Кирпичникова, заместитель главы администрации по социальным вопросам. – Когда в село приезжают гости, удивляются, как много у нас велосипедистов, особенно в час пик. Утром и вечером люди едут друг за другом в несколько рядков, на двух-, трёхколёсных, с люльками, прицепами.
А началась эта традиция в 60 – 70-х годах прошлого столетия. В Илеке был подъём производства, люди спешили на работу, расстояние приходилось преодолевать немаленькое, а своих машин практически ни у кого не было.
– Сегодня в Илеке проживает около 10 тысяч человек, и при этом нет общественного транспорта. Несколько раз пытались его ввести, но жители не пользуются автобусами, привыкли ездить на велосипедах, – продолжает Ольга Михайловна. – Поэтому мы просто вынуждены развивать велосипедную инфраструктуру. Стойки для двухколёсного коня есть практически около каждого объекта: у магазинов, школ, администрации. Дети и многие учителя ездят на занятия на велосипедах. В школах постоянно проводятся профилактические беседы о безопасности на дорогах. Кстати, у нас практически не бывает ДТП с участием велосипедистов.
Много любителей двухколёсной езды и в селе Кардаилово Илекского района. Село большое, проживает 3 тысячи человек. Протяжённость немаленькая – на почту, в сельсовет, школу или магазин пешком добираться неудобно.
Как признаётся Ольга Михайловна, она сама стала пользоваться служебной машиной, только когда заняла нынешнюю должность. А до этого, работая руководителем педколледжа, ездила на работу, как и большинство сельчан, на велосипеде. Треть сотрудников районной администрации, в том числе начальники отделов, передвигаются на велосипедах. А сейчас решается вопрос об организации велопарковки около местной больницы, так как даже больные приезжают на приём к врачу на велосипеде.
Так что, если развитие велосипедной инфраструктуры войдёт в государственное русло, жители Илека ко всему уже готовы.
Плюсы и сомнения
Министерство транспорта России разработало недавно для регионов методические рекомендации по организации велоинфраструктуры, что, по мнению чиновников и специалистов, должно способствовать решению транспортных и экологических проблем, повысить удобство передвижения на расстояния до 10 – 15 километров и доступность территорий, разгрузить дороги и даже снизить затраты на здравоохранение.
По мнению Александра Шумского, главы проектно-технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте, обустроить велодорожками необходимо в первую очередь города со слабой транспортной инфраструктурой. Велосипед позволяет заменить общественный транспорт там, где он не налажен.
Уже успешно реализован подобный велосипедный проект в Альметьевске (Татарстан), там построено 83 километра велодорожек. В результате в городе за 3 – 4 года количество велосипедистов увеличилось в 50 раз, город стал похож на Амстердам, где в любую точку можно добраться на велосипеде. В Европе более 250 миллионов велосипедистов. Из них 61 миллион использует этот вид транспорта ежедневно.
Калининградская область присоединится к европейской сети велосипедных трасс, вошедших в проект EuroVelo. В рамках этого же проекта планируется строительство велотрассы Москва – Минск – Варшава – Берлин – Гаага. А вдоль Балтийского моря хотят построить велодорожку стоимостью в миллиард рублей, окупить вложения рассчитывают благодаря увеличению потока туристов.
А вот у Александра Лыткина, эксперта Национального совета по обучению и тестированию водителей, мнение о реализации этой идеи в России не особо радужное. Он считает, что в сельской местности люди и сейчас часто передвигаются на велосипедах. Правда, это связано не с наличием велодорожек, а с дешевизной такого транспорта.
– Специальные полосы для двухколёсного транспорта есть в Москве, более 200 километров, – говорит Александр Валентинович, – но практически отсутствуют в регионах. Так как на развитие велоинфраструктуры нужна финансовая поддержка из федерального бюджета, ведь власти на местах не всегда находят средства даже на то, чтобы залатать ямы на дорогах.
Так что насколько реально наладить в регионах велоинфраструктуру – большой вопрос. И суть не только в финансах, но и в том, сколько понадобится времени, чтобы донести до нашего сознания, что променять комфортное передвижение в автомобиле на велосипедную езду полезно во всех отношениях. Первые шаги в Оренбурге уже делаются. На улице Советской установили бесплатную своего рода станцию техобслуживания велосипедов. Это металлический столб с креплениями для велосипеда и набором самых необходимых для мелкого ремонта инструментов: гаечных ключей, отвёрток, насосов. Теперь любой велосипедист сможет подтянуть цепь или подкачать колесо.
Появились велопарковки у торговых центров, однако эта диковина там, скорее, для отчёта. По крайней мере, возникает такая мысль, когда видишь около огромного центра стоянку всего на три велосипеда.
Есть и велодорожки, правда, в основном пока на них можно увидеть только мамочек с колясками. Но, может, если мы хотя бы попробуем поездить на велосипедах, то сможем понять их преимущество. Помните, как в той песне: «Трудно было человеку десять тысяч лет назад, он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад. Он не знал велосипеда, слепо верил в чудеса, потому, что не изведалвсех достоинств колеса…»?
Зима не помеха
Для Глеба Хваткова велосипеды не только хобби, большая страсть, образ жизни, но и способ заработка. Молодой человек работает администратором в областной сети проката велосипедов и механиком, продавцом в одном из веломагазинов Оренбурга.
В свободное время зачастую испытывает себя на пересечённой местности, преодолевая на велосипеде до 50 километров в день. Но и в будни этот вид транспорта – неотъемлемая часть его жизни.
– У меня было несколько машин, казалось бы, не требовавших больших финансовых затрат в обслуживании, – рассказывает Глеб. – Но я решил продать авто и пересесть на велосипед. Был очень удивлён, какая колоссальная экономия денег получилась. Я работаю в двух местах, и обе организации недалеко от дома. Но даже если бы надо было ехать километров пятнадцать, я добирался бы на велике. Едешь в комфортном для тебя темпе, дорожные пробки не беспокоят. Плюсов много.
По словам Глеба Хваткова, сегодня всё чаще оренбуржцы стали приобретать велосипеды именно как средство передвижения на короткие расстояния.
– Хочу развеять миф, что велосипед – это сезонный транспорт, – говорит Глеб. – Как и к машине, к нему есть летняя и зимняя резина. Езда зимой отличается только тем, что нужно правильно технически подготовиться, и, конечно, чтоб здоровье позволяло.
Он уверен, если начнут появляться велосипедные дорожки, количество велосипедистов значительно увеличится.
– Но начинать нужно не с дорог, а с привития культуры поведения на проезжей части, – считает Глеб. – Я часто катаюсь на велосипедах со своей девушкой и заметил, когда она начинает от меня отставать, водители ей сигналят, видимо, боятся резких движений, не знают, чего от неё ожидать, поэтому предупреждают о себе. Она же из-за этих сигналов начинает прижиматься к обочине, а это тоже рискованно. Автолюбители не воспринимают нас как полноправных участников дорожного движения, поэтому надо разъяснять, кто, когда, где и кому должен уступать дорогу.
«Велосипедист» звучит гордо
В Японии можно найти немало наглядных примеров содействия велосипедистам. Создана специальная карта «Зелёная педаль», на которой отмечены велосипедные дорожки, зоны повышенной опасности, места аренды, велопарковки.
Но наилучший эффект может дать грамотное планирование и развитие инфраструктуры городов, именно это позволит сделать велосипед альтернативой автомобилю. Ведь многие потенциальные городские велосипедисты порой отказываются от передвижения на большие расстояния, так как считают этот вид транспорта слишком опасным.
Для осуществления подобных нововведений, скорее всего, потребуется нечто большее, чем просто инфраструктурные изменения. Нам придётся осознать, что велосипеды являются частью нашей жизни и жизни населённого пункта. Это произойдёт лишь тогда, когда всё больше и больше людей ощутят преимущества велоезды и испытают чувство гордости за свою малую родину с самыми благоприятными для велосипедистов условиями.
Прямая речь
Елена Жукова, пресс-секретарь министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области:
– Каждый километр, преодолеваемый на велосипеде, а не на машине, позволяет предотвратить выброс в атмосферу 145 граммов двуокиси углерода. Количество велосипедистов в мире год от года увеличивается. Естественно, логично было бы и в России, где сейчас активно внедряются инновации и прогрессивные методы модернизации общества, перенять передовой зарубежный опыт по развитию велоинфраструктуры.
При всех положительных моментах нужно учитывать, что для успешного развития этой сферы необходимо сделать многое. Это непростая задача, на решение которой потребуются затраты как временные, так и финансовые.
Ирина Милюкова, заведующая отделом медико-профилактических мероприятий ГБУЗ «Оренбургский областной центр медицинской профилактики»:
– Несколько лет назад я бы не поверила, что нас можно пересадить с машин на велосипеды. Но сегодня среди моих знакомых много тех, кто готов к этому. Останавливает лишь вопрос безопасности.
У моего мужа есть машина, но на короткие расстояния он ездит на велосипеде и часто жалуется, что его чуть не сбили. У меня сердце замирает, когда вижу, как по дороге несутся машины и здесь же едут велосипедисты. Как медик, я считаю, что для здоровья полезнее ходить пешком, но велосипед тоже неплохая альтернатива, если нет серьёзных заболеваний суставов и позвоночника.
Также нужно ещё суметь выработать привычку к такому ежедневному движению. Этим летом я была в Санкт-Петербурге и обратила внимание, что там очень много внешне респектабельных мужчин и женщин, в том числе возрастных, передвигающихся на велосипедах и самокатах (подробнее о самокатах — https://trukovie-samokati.ru/). И окружающие реагируют на это нормально.
Ольга Лопатинская, начальник управления по информационной политике администрации Оренбурга:
– Велокультура в Оренбурге развивается. Возможно, не так быстро, как хотелось бы. Но это по объективным причинам. В областном центре такая велодорожка появилась на улице Салмышской.
Появляются в большом количестве велопарковки в парках и скверах города, около торговых комплексов, рядом с кафе и другими объектами массового пребывания людей.
Во дворах, которые были благоустроены в этом году по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды», на улице Чкалова, по улицам Липовой и Новой велодорожки попросили включить в проект сами жители. Их просьба исполнена.
Вдоль всей набережной Урала проектом благоустройства предусмотрены велодорожки и велопарковки. В этом году будет выполнен отрезок длиной около 500 метров.
Жанна Обломкина, газета «Оренбуржье»